Бурятия


   У Бурятии есть свое лицо. В него можно вглядеться и увидеть много красоты, тонких черт и неуловимых с первого взгляда деталей. У Бурятии есть свой запах - так пахнут буддийские благовония в дацанах, сосновые иголки и степной чабрец, так окутывает облаком свежести Байкал, так дышит земля. Есть свое гортанное неповторимое звучание и свой узнаваемый вкус пресной мясной и сытной кочевой кухни. Бурятия - это кладезь природных красот, древних знаний и культурных ценностей, это земля с вековой историей. Поездка в Бурятию — это погружение в мир старообрядцев, буддизма и шаманов, это возможность увидеть землю не тронутую цивилизацией.
   Национальная бурятская кухня – это кухня вольных кочевников, натуральная, сытная и самобытная. Здесь готовят из экологически чистых продуктов, которые сами и выращивают. Никакой «химии», минимум приправ, только натуральные вкусы и запоминающиеся ароматы гор, степей и озёр.
   Бурятская кухня складывалась на основе особенностей натурального скотоводческого хозяйства. В каждый сезон года употреблялось в пищу мясо сугубо определенного вида животного. В сельской местности этот порядок сохранился и поныне. Летом отдаётся предпочтение молодому барашку, ближе к зиме конине, зимой говядине. Мясо же диких зверей добывалось только осенью – козлятина, сохатина, заячье и беличье мясо. Иногда питались медвежатиной, боровой и дикой водоплавающей дичью. Существовал также обычай заготавливать на зиму «уусэ» - конину.
   Культовое национальное блюдо «буузы» (по-русски «позы»). Это сытное блюдо кочевников. В Улан-Удэ, столице Бурятии, поставили памятник любимому блюду, которое едят, взяв «буузы» руками, надкусывая и выпивая горячий бульон маленькими глотками. По форме «буузы» напоминают юрту, а дырка сверху – дымоход. В настоящих «буузах» не может быть ничего, кроме рубленого мяса, лука и специй. Они заворачиваются в постное тесто и варятся на пару. Традиционно «буузы» готовили из баранины, но сегодня чаще из говядины и свинины. Многие путают их с мантами и хинкали, но между ними есть принципиальное отличие – бульон, который собирается внутри во время варки. Да и лепятся они с защипами, в идеале их должно быть 33, по их количеству определяют мастерство хозяйки. Именно 33 защипа, что соответствует количеству складок в одежде тибетских священнослужителей. Хитрость в том, что это блюдо должно было символизировать поклонение монгольских племён буддизму.
   Суп «шулэн» - традиционный суп-лапша и такое же популярное блюдо бурятской кухни, как «буузы». Он быстро согревает в холода, бодрит и легко готовится. Секрет в ингредиентах - баранье мясо разогревает, а домашняя яичная лапша даёт сытность. Традиционно его варят из баранины, но сегодня всё чаще используют говядину. В нём нет привычной картошки и моркови, только мясо, лук, лапша, специи и зелень. Говорят, что в холода «шулэн» греет не только тело, но и душу. В хорошем «шулэне» ложка стоит, а не тонет в бульоне, поэтому в нём очень много лапши и мяса.
   Невероятно вкусная рыба омуль отличается нежнейшим вкусом и водится только на Байкале. Вариаций приготовления множество: горячего и холодного копчения, вяленый, солёный, жареный, запечённый, на рожнах, уха и даже «буузы».
   «Сагудай» - древнейшее лакомство байкальских бурят, которое готовят и из омуля. В традиционном варианте это тонко нарезанная, слегка подсоленная свежевыловленная рыба. Сегодня для вкуса добавляют различные маринады, лимон, специи, лук и зелень. Готовится «сагудай» прямо на глазах туристов и чаще всего из их же улова.
   А если хочется чего-то эдакого, можно попробовать малосольный омуль «с душком». По мнению гурманов, он отличается утончённым вкусом, который с лихвой компенсирует неприятный запах. Омуль «с душком» готовится только в бочке. В неё закладывают потрошёную вымытую рыбу, слегка подсаливают и ставят в холодное место. Уже весной туристов угощают необычным лакомством. Древние буряты подсмотрели рецепт омуля «с душком» у медведя, который всегда часть рыбного улова складывает в яму, закрывает ветками и ждёт, пока появится характерный запах. Сегодня традиционная технология заготовки «душистого» омуля у бурят не изменилась.
   Сочные «хушуры» как только не называют - чебуреки, пирожки и т.д. На самом деле это самостоятельное блюдо бурятской кухни из тонкого теста с начинкой из рубленого мяса, лука, чеснока и специй. Сегодня это вкусный и сытный перекус, а раньше было сакральным целебным кушаньем у монголов. Раньше монголы прикладывали горячие «хушуры» к больным местам, чтобы улучшить кровообращение. А также к ступням и кончикам пальцев, чтобы стимулировать нервные окончания. Заказать горячие «хушуры» можно практически в любом бурятском кафе, их обожают местные жители и приезжающие на Байкал.
   Древнейшее блюдо бурятской кухни – «саламат» или бурятская мучная каша. Она относится к ритуальной белой пище, её ставят на праздничный стол, угощают гостей и несут на молебен в дацан. У этой каши необычный вкус, ведь готовят её из жирной сметаны и муки в чугунной посуде. Подаётся порционно горячей или холодной в пиалах как отдельное блюдо или с мясом. Запивать можно зелёным чаем или горячим мясным бульоном. В любом случае получается очень сытно. Из-за отсутствия муки для приготовления «саламата» раньше буряты использовали толчёные высушенные растения или их корни, например, сарану или дикую гречиху. И в каждой семье имели отдельную посуду исключительно для варки «саламата». Сметану кипятят на слабом огне постоянно помешивая деревянной ложкой. Затем в неё начинают медленно подсыпать муку грубого помола при этом убыстряя помешивание, иначе образуются комки. Беспрерывное помешивание сказывается на выделении масла, чем больше его выступает, тем лучше. Блюдо считается готовым, когда на дне и по бокам появится румяная корочка и сама кашеобразная масса, вся пропитавшись маслом, перестанет прилипать к ложке. Это блюдо питательно и высококалорийно, подают в пиале.
   Молочные продукты употреблялись бурятами в жидком и твёрдом виде. Из молока готовят «тараг» (простоквашу), «хурууд», «айруул» (сухой творог), «урмэ» (пенки), «айриг» (пахта), «бислаг» и «хээгэ» (разновидности сыра). Сливочное масло получали из цельного молока, иногда сметаны. Из кобыльего молока приготовляли кумыс, а из коровьего «архи» («тарасун»). Обилие молочной пищи у бурят наступало с начала весны, когда начинался отёл коров.
   «Айрхан» – сухой творог по вкусу напоминает сухое молоко, но едят его с чем-то сладким, кислым или солёным. Получается питательная и полезная закуска. Готовят «айрхан» исключительно из домашних экологичных продуктов. Сначала варят молоко, квасят его, получают творог, а уже из него катают шарики, которые потом сушатся в тепле 6-7 часов. «Айрхан» может хранится месяц и более, поэтому его можно привезти из Бурятии.
   В Бурятии молочную пенку подают как самостоятельный десерт. «Урмэ» так и переводится с бурятского «пенка». С молока в процессе кипячения снимают пенку, высушивают её, режут и подают к столу. Простой рецепт вкусного десерта без сахара из натурального продукта. Молочные пенки буряты раньше сушили и запасали в большом количестве на зиму. Со временем пенки становились очень сладкими и их ели как печенье.
   «Хурууд» – домашний сыр, полезный и питательный. Технически это молодой сушёный сыр из молока. Из 10 литров можно приготовить 3-4 кг сыра, а хранится он до 7 лет. «Хурууд» может заменить попкорн перед телевизором. У «хурууда» довольно специфический кисловато-солоноватый вкус, который весьма популярен в азиатских странах. Он питательный, лёгкий, его удобно всегда держать при себе.
   «Тарасун» - молочная водка. Без неё не обходится ни одно бурятское торжество или обряд. Его делают из простокваши или скисшего молока. Получается довольно специфический вкус, напоминающий молочную сыворотку. Как раз из тех, что любишь или ненавидишь с первого раза. Внешний вид напоминает некое зелье – мутное и зеленовато-белёсое. Варят «тарасун» в домашних условиях, в магазинах его не найдёшь. Попробовать можно в ресторанах, специализирующихся на традиционной бурятской кухне или в гостях у местных жителей. Подают напиток холодным вместе с «буузами» в качестве закуски. В старину «тарасун» предлагали гостям, переступившим порог гостеприимного дома. И каждый, кто получал в руки чашку с напитком, подходил к открытому очагу, читал молитву и отливал часть в жаркое пламя, чтобы задобрить высшие силы.
   Традиционный бурятский чай - это зелёный с маслом и солью. Этот сытный и очень полезный напиток больше похож на суп, чем на питьё. В холодное время года точно согреет. Готовится из воды – 3 л; молока – 1,5 л; зелёного плиточного чая – 200 г; сливочного масла – 200 г; соли по вкусу. Помешивать чай нужно половником по часовой стрелке до образования пены на поверхности. В древности буряты делали это до 1000 раз, а в процессе читали мантры. Ведь чаепитие и по сей день остаётся сакральным ритуалом. Даже поедание «бууз» – это целый ритуал. В Бурятии кухня тесно связана с традициями.
   В сентябре тайга окрашивается всеми оттенками теплых цветов, байкальская вода достигает максимального уровня безмятежности и прозрачности (который к ноябрю сменят штормовые черные волны), а город сбрасывает пыльную листву и летнюю усталость.
   Зимой в Бурятии можно впасть в оцепенение. Надеть меховые унты, шапку поглубже, засесть туда, где потеплее и начитывать под нос мантры, тем самым – не поддаваться лишним соблазнам, сохраняя энергию и тепло. Сагаалган – это самый вкусный, самый семейный и нарядный праздник Бурятии. Новый год по лунному календарю отмечают с размахом целый месяц.
   Сагаалган или Праздник Белого месяца – так называют буряты буддийский новый год. Он не наступает одномоментно, в одну ночь, а длится около недели. Праздничный период состоит из череды традиционных ритуалов и событий, в которых необходимо принять участие для благоприятного перехода в новый год. «Белым месяцем» его окрестили оттого, что праздничный стол должен обязательно содержать не менее пяти молочных «белых» блюд. Это и домашний творог, и «саламат» из топленой солёной сметаны, и сыры из разных видов молока, и традиционное лакомство «урмэ» – замороженные молочные пенки. Молочная пища считается у монгольских народов сакральной, как и белый цвет – символ добра и благоденствия. Её использует в религиозных обрядах и подношениях наряду со сладостями и водкой.
   В канун нового года буддисты тщательно прибирают дом и совершают очистительный обряд Дугжууба. Это церемония духовного очищения, проводимая для того, чтобы благополучно перейти из года старого в новый, избавившись от груза прошлогодних бед, грехов и несчастий. Накануне праздника верующие обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, никаких добавок), затем лепят из него фигурку человечка (табалан), тем самым передавая символической фигурке свои болезни, невзгоды, потери. После чего фигурки в назначенный день приносят в дацан и складывают в большой ритуальный костер. Примечательно, что процесс обтирания тестом действительно рождает ощущение, будто мучной шарик забирает в себя негативные телесные ощущения, прибавляя силы. Бурятские дети обожают этот ритуал. После специального молебна ламы освящают костер и зажигают его, проводя церемонию очищения и подавления злых сил с помощью огня.
   А в день самого праздника обязательно нужно собраться всей семьей, подарить подарки и наесться до отвала. При этом младшее поколение семьи объезжает всех старших по очереди и в каждом доме садится за стол, на котором помимо упомянутой белой пищи всегда и у всех дымятся свежесваренные на пару «буузы».
   Байкал красив в любое время года. Здесь чувствуешь неповторимую энергетику, отдыхаешь телом и душой, любуясь завораживающими пейзажами, дивными закатами и яркими звездами, вдыхая чистейший воздух. Лёд Байкала притягивает туристов со всего мира: невероятная мощь природы, загадочные явления, кристальная чистота и энергетика озера давно стали легендой. Зимой на озере развлечений и возможностей для отдыха ничуть не меньше, чем летом. Зимой на Байкале невероятная красота и чистейший воздух, которым просто невозможно надышаться. В это время озеро покрыто крепким льдом прозрачным, как стекло. Кто-то рассматривает через него дно водоема, а кто-то с удовольствием катается по байкальскому льду на коньках, собачьих упряжках, снегоходах или отправляется в захватывающие экспедиции на «Хивусах».
   Чивыркуйский перешеек в народе называют «Мягкая Карга». Здесь умопомрачительные виды на Баргузинский залив и вершины полуострова Святой Нос. Чивыркуйский перешеек разделяет Байкал с озером Арангатуй. Вдоль берегов перешейка стелется кедровый стланик с ароматными кедровыми шишками. На перешейке находятся Кулиные болота, Арангатуйские озера - место обитания бесчисленного множества птиц, а озера богаты соровой рыбой (окунь, щука, сорожка).
   Ольхон – удивительный остров, который каждому готов предложить что-то особенное. Здесь можно отправиться в туры на квадроциклах или на конные прогулки, можно сделать уникальные снимки и отведать блюда бурятской кухни.
   Улан-Удэ – город, основанный в 1666 году, на слиянии рек Селенги и Уды. В прошлом это Удинский острог и купеческий городок Вернеудинск. Сегодня же это третий по величине город Дальнего Востока. Здесь русские, буряты, татары, украинцы, сойоты, эвенки, армяне, азербайджанцы, белорусы, узбеки, киргизы, немцы и китайцы живут в мире и согласии, уважая культуру друг друга. В 100 км на запад от города лежит озеро Байкал, а сам город расположен на правом берегу реки Селенга при впадении в неё реки Уда. Улан-Удэ со всех сторон окружен горами и сопками, город словно лежит в чаше.
   Всего в 60 км от Улан-Удэ расположено настоящее бурятское село, жители которого коренные потомки племени «Гучит». Сейчас в Бурятии мало сел, где говорят на родном языке и это исключение. Находится оно в Заиграевском районе, а называется Ацагат, что в переводе с бурятского означает «камень». Знакомство с долиной начинается со старинного Ацагасткого дацана, основанного в 1825 году. Из его стен вышли выдающиеся буддийские лидеры.
   Туристический комплекс «Степной кочевник» находится рядом с селом и это не просто экскурсия для туристов, а настоящее аутентичное погружение. Начинается всё с обряда «Угтамжа» – встреча гостей с традиционными «хадаками», белой пищей, бурятскими песнями и приветствиями.
   На территории комплекса расположены войлочные юрты для проживания гостей, есть кафе, сибирская баня, сауна. Можно побывать в старинном доме, где живет и ведет хозяйство бурятская семья. И заодно этому научиться: доить коров, лепить «буузы», скакать на коне, стрелять из лука, играть в бурятскую игру в кости «Шагай Наадан», танцевать «ёхор». Также ждёт фотосессия в национальных костюмах и сытный обед кочевника. Но больше всего впечатляет планетарий прямо в юрте, там рассказывают бурятские легенды о вселенной и звёздном небе. Ведь в старину буряты, кочуя по степи, ориентировались по звездному небу.
   В 169 км от Улан-Удэ находится рыбацкий поселок Турка. Место примечательно своей инфраструктурой, здесь создается особая экономическая зона «Байкальская гавань». Уже есть порт для кораблей и красивая набережная, главное украшение которой маяк. С его смотровой площадки открывается панорамный вид на бескрайний Байкал. Недалеко от Турки есть особое место – один из самых необычных природных памятников в водах Байкала. Это скала «Каменная черепаха», смотрящая в сторону берега. Здесь принято загадывать желания, просить здоровья и удачи.
   Село Тарбагатай расположено в 40 км от Улан-Удэ. Встречают здесь от души – в национальных костюмах, с песнями и танцами. Тут же угощают кедровым самогоном, чаем и пирожками с черёмухой. Затем ждёт экскурсия по селу, музей редких артефактов, посещение дома-усадьбы, концерт старорусской песни, обряд сватовства и хлебосольный стол, расписные избы с резными ставнями, яркие многослойные костюмы, старинные церковные напевы, жидкая халва с мёдом и такое же радушное гостеприимство.


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru PRchecker.info В ОТПУСК.РУ - все о туризме и отдыхе: предложения турфирм,  поиск туров, горящие путевки Каталог сайтов Всего.RU доска объявлений Бизнес портал B2B-Broker - российский деловой портал, информационный портал, каталог предприятий, справочник предприятий Каталог Путешествий Туристический рейтинг. Настоящий ПР trinconsalt.ru trinconsalt.ru Tic/PR Отзывы о турфирмах и туроператорах